gor linia  + 7921 582-41-42 Иван
   gor linia  + 7921 874-30-73 Виктория
    Untitled-1   Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Untitled-2

Облако тегов

Услуги и цены отдых в лен области Коттедж Комфорт Заявка Вопрос в санкт-петербурге база отдыха область отдых в спб Отдых-Досуг Недорогая база отдыха турбаза Музей-заповедник История деревни Снять домик в спб Наши домики Аренда коттеджей отдых за городом Уют коттедж посуточно Три по цене двух Раннее бронирование база отдыха область аренда коттеджа выходной сутки снять коттедж коттедж на сутки аренда снимать Гостевой домик Баня Фото конкурс Бильярд база отдыха назия БЫВАЕТ ЛАДОГА СТРАШНА Банкетный зал Хранение вашей техники Номера над баней загородный отдых Семейный клуб BULL-DOZERS снять коттедж на сутки дом сутки Контакты Зимний Квадро-Спринт 2015 снять дом на сутки Каньон реки Лава аренда дома рыбалка на ладоге коттеджи отдых Рыбацкий домик Главная коттеджи Новый год 2016 Бугровский маяк дом отдыха Кафе отдых на выходные коттедж на выходные
Вы здесь:      ГлавнаяПубликации«БЫВАЕТ ЛАДОГА СТРАШНА»

«БЫВАЕТ ЛАДОГА СТРАШНА»

 

С давних пор хождение по Ладожскому озеру было связано с большим риском. Тысячи судов погибли в его волнах. Подводные археологи говорят, что сегодня дно Ладожского озера похоже на кладбище кораблей…«ОЗЕРО ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ»Когда Петр Великий в 1718 году объявил указ о строительстве канала вдоль южного берега Ладоги, то отмечал: «Какой великий убыток по вся годы чинится на Ладожском озере, что одним сим летом с тысячу судов пропало, а с начала строения сего места более 10 тысяч». «Озеро бурно и наполнено каменьями», – писал о Ладоге военный гидрограф А.П. Андреев. Издавна известно, что Ладожское озеро «ветрами очень бурно». Недаром монахи Валаамского монастыря в одном из путеводителей по острову приводили слова некоего Валаамского инока:
Когда же осенью здесь буря
Пробудит озеро от сна,
Тогда, чело свое нахмуря,
Бывает Ладога страшна.
Ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук и Российской академии Н.Я. Озерецковский в своем «Путешествии по озерам Ладожскому и Онежскому», изданном в Петербурге в 1792 году, отмечал: «Ладожское озеро отвсюду окружено жителями, которые ходят по оному на судах разного рода и привозят в С.-Петербург произведения своих промыслов; сверх того многие из них самые свои промыслы, как то рыбную ловлю и добыванье тюленей, в сем озере производят, отлучаясь от берегов во все стороны.
Судоходцы и промышленники оные весьма часто, особливо весною и осенью, когда бури наипаче свирепствуют, великую имеют нужду в покойных пристанищах для спасения своего от погибели, но озеро не везде оные им представляет…
Южный конец сего озера, простирающийся от устий рек Воксы и Волхова к вершине Невы, берега имеет низкие, отмелые и каменистые, которые не только не дают глубоких губ или заливов, но и к самим себе на судах приближиться не позволяют, устрашая плавателей каменистым дном, какое при берегах сих в озере находится; да и реки, на упомянутом протяжении в озеро впадающие, в устьях своих весьма мелки и каменисты, так что заехав в оныя скорее судно потерять нежели спасти можно. При сих обстоятельствах самое Ладожское озеро весьма часто от ветров в ужасное приходит волнение, которое превосходит, кажется, колебание большого моря. Пресная, легкая и прозрачная вода оного действием ветров воздымается от самого дна и производит валы страшным горам подобные, так что судно более по озеру возметается, нежели плавает.
Самые даже водяные жители, как то осетры, лососи, сиги и другие рыбы, в глубине озера не только покоя, но и безопасности себе не находят, ибо нередко волнами из своей стихии извержены бывают на сушу и достаются в снедь человеку, зверю и птицам. В такое время быть в судне на озере и не иметь к спасению своему надежного пристанища есть крайность, в совершенное отчаяние приводящая. Тогда ни для кого не важно лишиться грузу, лишиться всего имения, лишь только бы спасти свою жизнь, против которой восстают волны, непреоборимые неприятели…»
Впрочем, как отмечают ученые, здесь нет никакой мистики: причина сурового нрава Ладоги кроется в особенностях строения ее котловины, распределения глубин и очертаниях озера. По гидрометеорологическим условиям Ладожское озеро не уступает некоторым водным бассейнам Мирового океана, официально числящимся в ранге морей. Практически от обычных морей его отличает
только то, что в нем не соленая, а пресная вода…«ОЗЕРО ЗАБУРЛИЛО, СЛОВНО ВОДА В КОТЛЕ»Конечно, не все так страшно. И на Ладогу можно «найти управу». С древних времен
озеро бороздили на своих ладьях новгородские ушкуйники, древняя корела, викинги… В 1830 году на Ладоге появился первый пароход, а в 1842 году по нему пролегла первая регулярная пароходная линия – тогда было основано Общество ладожского пароходства. Пароходы стали совершать регулярные рейсы между Шлиссельбургом, Сердоболем, между островами Валаам и Коневец.
В 1858 году на Ладоге побывал знаменитый французский писатель Александр Дюма. Произошедшее с ним на озере, когда корабль шел от острова Коневец к северу, потрясло и напугало его: «Все заволоклось
таким туманом, что друг друга было не разглядеть. В гуще тумана гремел гром, и озеро забурлило, словно вода в котле… Казалось, что гроза зародилась не в воздухе, а в глубинах бездонного озера… Туман все сгущался, раскаты гремели все оглушительнее, угасая в плотных сгустках пара, молнии отсвечивали каким-то мертвенным блеском; воды озера вздымались все выше и не из-за буйства волн, а от какого-то подспудного клокотания».
По переписи 1890 года паровой флот Ладоги состоял из 127 судов: десять из них были пассажирскими, остальные –товарно-пассажирскими или буксирными. Однако, по сообщению журнала
«Русское судоходство», только за осенний период 1910 года убытки от потери судов на озере составили 200 тысяч рублей… Ладога настолько загадочна, что здесь есть даже легенды о местном «летучем голландце». Одна из них повествует о шведском капитане Юхане Сигварде, поселившемся в 1937 году в Кякисалми (ныне Приозерск), за два года до «зимней войны». Сигвард был огромного роста, силен и нелюдим. Вскоре он приобрел морской мотобот «Господня благодать» и, закрасив его прежнее название, вывел на борту черной краской зловещие цифры дьявола – «666». Местные жители окрестили мотобот «Три шестерки». Практически каждую ночь мотобот уходил
в открытую Ладогу. А потом он вместе с командой бесследно канул в пучине озера. С тех пор и появляется он из ниоткуда во время бурь и ураганов на Ладоге…
Странные явления бывают на Ладоге. В ночь с 5 на 6 июля 1929 года над озером разыгрался шторм такой силы, даже старожилы не могли припомнить что-нибудь подобное. За несколько часов уровень воды
у деревни Сторожно, близ устья реки Свири, поднялся на полтора метра. Огромные волны накатывались на берег, ломая деревья и сдвигая прибрежные камни «во много пудов весом». А бывает падение уровня воды в Ладоге. В древней рукописи «Явление во граде Орешке», относящейся к 1594 году, описывается случай: во время бури ветер согнал воду с отмели у истока
Невы, и реку можно было перейти вброд. Чаще всего Ладога уносила корабли в свою пучину. Отдает – очень редко. Но именно так случилось пять лет назад, когда во время сильного шторма на берег Ладоги в Карелии выбросило со дна озера деревянный остов необычного старинного судна… Внешне оно было похоже на корабль петровской эпохи. ВОЙНА НА ЛАДОГЕ С 2002 года участники проекта «Тайны затонувших кораблей» составляют регистр затонувших судов и самолетов в Ладожском озере и Финском заливе. Благодаря холодной пресной воде на дне озера сохранилось немало затонувших объектов самых разных времен. Научный руководитель проекта Андрей Лукошков еще с конца 1980-х собирал сведения о затонувших в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах кораблях. Среди кораблей, покоящихся на дне Ладоги, – шхуны, теплоходы, парусники самых разных веков. Отдельная страница – Великая Отечественная война, когда через
Ладогу прошла Дорога жизни (и водная, и ледовая), а над озером постоянно шли воздушные бои. Вот почему на дне озера по сей день покоятся
разбитые баржи, артиллерийские орудия, затонувшие грузовики, остатки бронетехники, большое количество боеприпасов, а также самолеты – и наши, и немецкие. Только за первую блокадную навигацию на Ладоге погибло 51 судно, причем только 20 из них – от вражеских бомбежек и обстрелов, а остальные потопили шторма Ладожского озера… Гибели «Титаника» по своим масштабам не уступает трагедия на Ладоге, случившаяся в ночь на 17 сентября 1941 года. Тогда, во время эвакуации из блокадного Ленинграда,
баржа № 725 дала течь и затонула в Ладожском озере, унеся жизни более тысячи человек. Спасти удалось только 240 человек. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибшими числятся 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управления ВМФ и другие лица, сумевшие погрузиться на баржу. Погиб также взвод курсантов Ленинградского Военно-инженерного училища им. А.А.
Жданова… Два года назад, осенью 2012 года, на дне Ладоги водолазы нашли остатки баржи № 725. В своей книге «Для тебя, Ленинград!», увидевшей свет в 1978 году, вице-адмирал В.С. Чероков, в годы войны командовавший Ладожской военной флотилией, тоже говорил о коварном нраве Ладоги: «Плавать по Ладоге даже в мирное время было нелегко. До войны движение судов в основном осуществлялось по Новоладожскому каналу. Сейчас (в начале блокады. – Авт.) была наспех проложена новая трасса через озеро. Она не была обеспечена средствами навигационного оборудования. Наши гидрографы и приладожские путейцы ввели в строй маяки Осиновецкий, Бугры, Кареджинский, Стороженский, Свирский и на острове Сухо, установили в Новой Ладоге, Осиновце и Черной Сатаме створные огни,
развернули манипуляторные пункты, оградили вехами фарватеры. Делалось это, конечно, не сразу. Основное гидрографическое обеспечение на озере и на подходах к портам было завершено лишь весной 1942 года».
ПОДЗЕМНЫЙ ГУЛ Если тот факт, что Ладога уносит корабли в пучину, еще можно было объяснить реальными причинами, то подземный гул на озере в прежние времена иначе как мистикой объяснить не могли. Сто лет назад, в 1914 году, в Главную физическую обсерваторию в Петербурге пришло письмо за подписью делопроизводителя Валаамского монастыря иеромонаха Поликарпа. Он
сообщал, что «за истекшие пять лет у нас наблюдается следующее явление: в юго-западной и западной сторонах Ладожского озера слышатся иногда подземные звуки, имеющие сходство с отдаленными пушечными выстрелами. Этот подземный гул бывает разной степени: иное время он бывает слышен вдали, в озере, как бы исходя из водной пучины, в редких случаях гул этот слышится явственно, раздаваясь под землею и по большей части в западной части Валаама… Как отражается этот подземный шум на водной поверхности Ладожского озера и вызывает ли на поверхности воды волнение, этого не приходилось наблюдать по той причине, что Ладожское озеро редко бывает в спокойном состоянии...»
Письмо было передано в Сейсмическую комиссию, организованную при обсерватории князем Б.Б. Голицыным. Ученые высказали предположение, что причиной подземных звуков могли быть или резкие изменения атмосферного давления, или слабые землетрясения. Центральное бюро Сейсмической комиссии на своем заседании 15 апреля 1915 года решило «признать желательным производство
наблюдений на острове Валаам при помощи барографа и горизонтального маятника Цельнера для механической регистрации, а также особого вертикального сейсмографа с коротким периодом и параллельно вести точную статистику подземных звуков». Приборы начали функционировать в августе 1916 года, но проработали лишь несколько месяцев. К июню 1917 года «лабораторию» переоборудовали, но о продолжении сейсмической регистрации сведений не сохранилось. Сегодня специалисты считают, что источниками подземных гулов бывают слабые землетрясения, очаговые зоны
которых расположены в непосредственной близости.

Сергей ЕВГЕНЬЕВ

материал взят здесь

 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика